Сравнительные характеристики областного бюджета на 2014 и 2015 годов представлено в следующей таблице:


(тыс. рублей)



Параметры бюджета

2014 год

2015 год


Бюджет СО, принятый в первом чтении

от 11.11.2014г.







Отклонение

(4)-(3)





Рост

(сниж.)

%

(4)/(2)х

100

Утверждено законом СО от 03.12.2013г. № 105-ГД

Фактическ. исполнение на 01.10.2014г.


1

2

3

4

5

6

Доходы всего,

141 634 231

94 057 550

129 248 937

-12 385 294

91,2

в т. ч. безвозмезд- ные поступлен.

19 171 827

15 318 260

14 529 528

-4 642 299

75,8

Расходы всего,

160 515 569

91 822 561

138 249 602

-22 265 967

86,1

в т. ч. Ми-

нистерство

сельского хозяйства

5 734 751, в т. ч. безвозмезд. пост.

1 615 310



4 356 411

3 203 162,5
в. т. ч. безвозмезд.
пост.
405 984,5



-2 531 588,5



55,8

Инвестиции в экономику


Ожидается на уровне

23 900 000


13 010 124


-10 889 876


54,4

Профицит/

дефицит


-18 881 338

2 234 989

-9 000 665

9 880 673

47,7


Доходы бюджета Самарской области на 2015 год запланировано в объеме 138 249 602 тыс. рублей, что меньше на 12 385294 тыс. рублей доходов бюджета, принятого на 2014 год в декабре прошлого года, что составляет 91,2% к уровню текущего года. Если учесть инфляцию в размере 8,0 – 8,6 %, то реальное снижение доходов областного бюджета на 2015 год составить около 25,0 миллиардов рублей.

Два десятилетия идет жесткая борьба двух подходов развитию экономики, как страны, так и области. Первая позиция, основанная на либерализации экономики, которая предполагает, что власть не должна заниматься регулированием экономики, рынок сам все отрегулирует. При этом утверждалось и до сих пор в некоторых кругах утверждается, что государство плохой собственник, поэтому госсобственность необходимо приватизировать и формировать класс «эффективных собственников», другими словами капиталистов. Руководители нашей области в реализации данной концепции преуспели и в результате большое количество предприятий, организаций, колхозов и совхозов были приватизированы, разорены и ликвидированы. Тем самым, бюджеты потеряли большой объем налоговой базы и поступлений доходов в бюджет.

Более двадцати лет Коммунистическая партия Российской Федерации пытается докричаться до власти, что это тупиковый путь. Однако власть как не слышала тогда, так и не слышит и сегодня.

Функционирующие до сих пор предприятия и организации области не блещут эффективной работой. По оценке Министерства экономического развития Самарской области экономика области за 2014 год получит всего 711789 000 тыс. рублей доходов, а расходы составит 739 743 000 тыс. рублей. В результате экономика Самарской области в текущем году, в целом, работала убыточно на сумму 27 954 000 тыс. рублей. Руководители Республики Татарстан более сдержанно отнеслись концепции либерализации экономики, сохранили производственный аппарат и постоянно его обновляли, поэтому в 2014 году экономика республики Татарстан получат прибыль в сумме 236 000 000 тыс. рублей.

Кроме внешних факторов, которые оказывают существенное влияние на экономику области, имеются внутренние проблемы – это банкротство и ликвидация конкурентоспособных предприятий и организаций, не загруженность работающих предприятий, низкая производительность труда, моральный и физический износ производственного аппарата, недостаток инвестиций в основной капитал и несвоевременность капитализации вложенных средств, бессистемность в организации производства, управления и контроля над производством и распределением ресурсов.

По прогнозу Министерства экономического развития Самарской области в 2014 году внутренний региональный продукт, другими словами валовая добавленная стоимость (в основных ценах) ожидается в сумме 1 127 900 000 тыс. рублей. Несмотря на моральный и физический износ производственного аппарата объем инвестиций из всех источников финансирования составит всего 300 248 600 тыс. рублей, что не может обеспечить существенное обновление производственного аппарата экономики области. «В структуре использования внутреннего регионального продукта (ВРП) существенно превалирует потребление над долей валового накопления основного капитала».

Внутренний региональный продукт Республики Татарстан в текущем году ожидается в объеме 1 800 000 000 тыс. рублей, что превышает ВРП Самарской области почти в 1,6 раза. Для объективности, необходимо отметить, что производственный потенциал Самарской области на 01.01.1991 год на 26% был выше, чем в Республике Татарстан. Объем инвестиций в основной капитал из всех источников финансирования в Татарстане ожидается в размере 740 115 000 тыс. рублей или в 2,5 раза больше чем в нашей области.

Инвестиционная составляющая областного бюджета на 2015 год составляет всего 13 010 124 тыс. рублей, что составляет менее 10% от расходной части

бюджета Самарской области. В текущем году затраты бюджета на инвестиции ожидается в размере 23 900 000 тыс. рублей почти 2 раза больше, запланированного объема на будущий год, и составляет около 15% расходной части областного бюджета на 2014 год.

Бюджет, прежде всего источник финансов для решения социальных вопросов. Но социальные потребности общества можно условно разделить на капитальные и на текущие. Не развивая и не укрепляя инфраструктуру, не вкладывая ресурсы в человеческий капитал невозможно добиться развития экономики в целом. Менее 10% инвестиционной составляющей областного бюджета, в условиях ветхой инфраструктуры, недостаточной обеспеченности объектами социальной сферы и их изношенности показывает, что стагнация экономики области продолжается. Определенную лепту в снижении эффективности экономики области вносит несвоевременный ввод объектов инфраструктуры и социальной сферы. Вложенные финансовые ресурсы замораживаются, не происходит своевременной капитализации. Это строительство стации метро в г.о. Самара, Кировского моста, завершение строительства и ввод в эксплуатацию ГУПы «Усинское» и «Купино», образовательных центров в селах Камышла и Кошки и т. д. Такая картина практически во всех отраслях экономики области. В результате доходы экономики области не могут обеспечить даже простое воспроизводство.

Санкции Западных партнеров вынудило руководство страны и области заговорить об импортозамещении, о появлении шансов для развития экономики страны. Однако, не вижу конкретных мероприятий в масштабе страны и в области какие отрасли, холдинги, предприятия определены по выпуску конкретных товаров, взамен импортных, сроки, ответственные, анализ возможности нашей экономики, наконец финансирование и т. д. Одним словом, пока только риторика.

Импортозамещение продуктов питания является очень актуальной проблемой для нашей области.

Сравнительные показатели производства основных продуктов питания в 1990 и 2014 годы в Самарской области:


п/п

Наименование

продуктов питания

Произвед.

на 01.01.

1991 год

Ожидаем.

проивод.

в 2014 г.

2014 к 1990

в %

(4)/(3)х100

Меди.

норм.

потр.

в год на челов

Фактическое

производст.


1991г


2014г

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Мясо, включая субпродукты 1 категории


148 148 т.


39 200 т.


26,5


75 кг.


46,3кг


12 кг

2

Цельномолочная продукция

464 691 т.

170 000 т.

36,6

328 кг.

145кг

53кг

3

Яйца

10 44,3 млн. шт.

154,0 млн. шт.

14,7

260 шт.

326 шт

48 шт

Примечание: население Самарской области – 3,2 млн человек.


Как видно из таблицы имортозамещение продуктов питания для нашей области очень сложная задача. Если будет продолжена нынешняя экономическая политика по отношению сельского хозяйства и селу в целом, то это практически невыполнимая задача.

Для этого необходимо разработать отдельную программу импортозамещения основных продуктов питания, где необходимо каждому конкретному муниципальному образованию определить конкретные задания по производству и переработке продукции сельского хозяйства. Необходимо дать широкий простор специализации и кооперации в широком смысле слова. В бюджете Самарской области предусмотреть финансовые ресурсы для поэтапного достижения определенных целей программы и установить контроль за организацией производства, финансирования и качеством продуктов питания.

Проект бюджета Самарской области показывает обратное. Министерству сельского хозяйства Самарской области в бюджетной росписи предусмотрено на 2015 год финансовых ресурсов 3,2 млрд. рублей, что на 2,5 млрд. рублей меньше чем в текущем году. Это много или мало? В нашей области 2,8 млн. га пашни, следовательно, 1143 рубля на один гектар пашни. Если сравнивать эти ресурсы нашими партнерами на Западе это на 20 – 30 раз меньше.

Зная такую ситуацию, федеральные чиновники пошли по пути наименьшего сопротивления. Импортозамещение действиями наших чиновников трансформировался заменой поставщиков продуктов питания. Они хором свои взоры с Запада повернули на Восток и сейчас ведут усиленные переговоры с партнерами Китая, Вьетнама и другими восточными странами. Поэтому о росте экономики страны на основе импортозамещения приходится забыть.

Если даже руководству страны, удастся каким - то образом запустить механизм импортозамещения, наша экономика всегда будет оставаться догоняющей экономикой. Отсюда, наша страна так и останется сырьевым придатком экономически развитых стран. Наряду с импортзамещением, а это начало подъема экономики, необходимо разработать прорывные проекты, которые станут локомотивом развития экономики страны в целом. Для этого не только затянуть пояса, а прежде всего, включить весь научный, производственный и финансовые ресурсы страны.


Депутат Самарской Губернской Думы Г. З. Валитов

пятого созыва


01.12.2014 г.