Одним из основных пунктов программы значится национализация предприятия, передача его в руки государства с предоставлением контрольных функций коллективу предприятия. Тем самым, считают разработчики программы, это позволит сразу решить два вопроса: источник финансирования – бюджет; получатель прибыли – государство и рабочий коллектив.       По мнению тольяттинского коммуниста Александра Лошкарева: «К разработке Программы были привлечены многие специалисты ВАЗа, ветераны завода, коммунисты, общественные организации. И поэтому можно смело сказать, что тот комплекс мер по восстановлению нормальной работы завода, изложенный в программе, является не популистским заявлением, а продуманным  и на наш взгляд эффективным. Ведь ВАЗ это не только Тольятти, это еще и сотни заводов по производству комплектующих по всей России. А это сотни тысяч людей, которые могут остаться без работы. А наши предложения способны не допустить этого».     Рабочие, по словам ­­­­­­­­­­­­I секретаря Автозаводского района Тольятти Германа Шаляпина, запуганы: «Жалоб идет очень много, но практически все обращения – устные, а если есть письменные, то только на условиях анонимности. Люди боятся».    «Поддержка промышленности, защита людей труда – это наше дело. Мы обещали своим избирателям защищать интересы всех честных тружеников и слово свое держим» - считает руководитель фракции КПРФ, депутат Думы г.о. Тольятти Владимир Поплавский.  

 

 

Открытое письмо к Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А.                      

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! 

Обращаемся к Вам, как к Президенту и гражданину России, которому не должна быть безразлична судьба нашего государства и нашего завода.Нас, работников и ветеранов ВАЗа, жителей Автозаводского района г. Тольятти беспокоит ситуация, сложившаяся на ОАО «АВТОВАЗ».С приходом в 2005 году на ОАО «АВТОВАЗ» новой команды менеджеров из «Рособоронэкспорта» ситуация на заводе стала ухудшаться. За четыре года так и не разработан стратегический план развития завода. Нет новых разработок, но есть много популистских заявлений.Коллектив ОАО «АВТОВАЗ» с честью перенес «лихие» 90-е годы, куда более трудные, чем сейчас, когда все рушили по стране и растаскивали. Тогда завод работал на полную мощность без сокращенного рабочего дня и ущемленной заработной платы. Шли разработки нового автомобиля «Лада-Калина», велась подготовка к производству новой модели «Лада - 2110», строился сборочный завод по выпуску автомобиля «Шевроле-Нива». В эти же годы из ближнего зарубежья переносились производства автокомплектов в российские города. Автомобили семейства «Лада» продавались со 100-й предоплатой. При этом заводом руководили всего 9 человек (девять!) профессиональных руководителей, прошедших школу Полякова В.Н., школу ВАЗа – от рядового инженера до директора производства.В настоящее время завод в долгах, «как в шелках», с заложенными и перезаложенными активами. Куда растрачены деньги, активы завода? Это вопрос для Минфина и Минюста с Генеральной прокуратурой.Люди работают только по четыре рабочих дня в неделю по шесть часов в смену. Разве автомобили людям, стране не нужны? Долги, за уже поставленные автокомплекты и материалы подошли к 20 (двадцати!) млрд. рублей.Не поправилась ситуация и после продажи 25 % акций завода альянсу «Рено - Ниссан». Вот уже много месяцев затраты на 1 рубль продукции больше 1 рубля.В этой непростой ситуации стремительно разбухает управленческий аппарат из московских менеджеров, ни дня не работавших в автопроме, работающих вахтовым методом 2-3 дня на заводе в Тольятти и 4 дня в Москве (как в командировке). Разве на ВАЗе нет знающих, опытных специалистов и руководителей, способных возглавить работу рабочих, ИТР завода? Есть!Создаются, а потом ликвидируются с выплатой пособий разного рода структуры, как например, ООО «Группа АВТОВАЗ». Отменены еженедельные производственные совещания у президента ОАО «АВТОВАЗ» - святая святых управления крупным предприятием. Многочисленные вице-президенты месяцами не видят друг друга.Руководители АВТОВАЗа видят и слышат своего президента  только по телевидению или на встречах с высокими делегациями, приезжающими на завод. При таком методе управления и некомпетентных, в вопросах автопрома менеджеров, никакая господдержка не поможет. Ведь в Совет директоров ОАО «АВТОВАЗ» вошли 7 экономистов, 1 – юрист, 1 – доктор технических наук, 1 – менеджер, 2 – инженера (типа Карлос Гон, Н.Карагин – председатель профкома).Что же надо сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему и восстановить стабильную работу завода и сотен заводов – смежников, и тем самым, обеспечить нормальную зарплату работникам ВАЗа и сотням тысяч (более 2,5 млн.) работающих в реальном секторе экономики, связанном с ВАЗом?Автозаводчане знают, что надо делать в этой ситуации и способны вывести завод из кризиса.ВАЗовский менеджмент профессионалов способен работать по 12-14 часов в сутки в критических ситуациях (как это было во времена становления завода с командой Полякова В.Н.), а вот приезжие «гастролеры» - топ - менеджеры, как показывает практика последних четырех лет, неспособны на это, да и не хотят.Наша программа мер по восстановлению нормальной работы завода (она применительна для всех обанкроченных предприятий промышленности) заключается в следующем.

ПРОГРАММАпо восстановлению нормальной ритмичной работы заводапо выпуску автомобилей 

Первое. Кардинальным образом реорганизовать аппарат управления     заводом. Для этого предстоит решить четыре взаимосвязанных задачи:- создать новую структуру управления заводом, способную осуществить программу восстановления ритмичной работы завода;- оперативно заменить обанкротившуюся часть аппарата управления новыми кадрами из числа опытных специалистов и руководителей ВАЗа (прошедших школу Полякова В.Н.);- осуществить грамотный отбор из числа действующих кадров тех, кто способен продолжить профессиональную и добросовестную работу в структуре управления ВАЗом;- организовать эффективное взаимодействие старых и новых кадров в процессе совместной работы по выполнению программы возрождения и развития (модернизации) завода.В свою очередь важнейшей задачей реорганизованного аппарата управления должна стать подготовка новых управленцев. Причем готовить их придется «на марше», в ходе восстановления ключевых структур управления производствами завода и экономикой города в целом. Времени осталось мало, чтобы занять достойное место в ряду лидеров автостроения.

Второе. Восстановить систему, дилерскую сеть по продажам автомобилей через фирменные магазины ВАЗа во всех регионах страны при строгом финансовом контроле с целью исключения имеющихся нарушений со стороны множества посредников и просто мошенников от продаж со своими «откатами», что явилось одной из причин дестабилизации работы завода.

Третье. Восстановить систему производственных связей ВАЗа с заводами-поставщиками металла, комплектующих и др. материалов для выпуска автомобилей без посредников, что одновременно даст дополнительный импульс для восстановления нормальной работы производств, заводов реального сектора экономики страны, восстановление сотен тысяч (для начала) рабочих мест и создания новых, давая людям возможность получать зарплату гарантированно, а не надеяться на жалкие подачки от работодателей и обанкротившейся власти.

Четвертое. Ликвидировать существующую на ВАЗе систему оплаты труда, пересмотрев тарифы и нормативы для рабочих и ИТР с целью увеличения заработной платы для работающих в производствах завода до 40 – 60 тыс. рублей в месяц, снижения окладов расплодившихся управленцев (офисного планктона) до 100 -120 тыс. рублей в месяц,  с соблюдением соотношения между минимальными зарплатами рабочих, ИТР и зарплатами управленцев – руководителей не более 1:5.

Пятое. Восстановить систему профессиональной подготовки и обучения кадров завода: рабочих, ИТР, специалистов и руководителей производств с целью создания резерва кадров для стабильной работы производств, завода и экономики города, региона, страны.

Шестое. Восстановить в полном объеме систему социальных гарантий работников завода, существовавшую до «лихих» 90-х годов, в том числе, для ушедших на пенсию, необоснованно переведенных в другие структуры и организации города и потерявших эти гарантии, и в первую очередь, для молодежи, женщин, ветеранов ВАЗа.Восстановить соцкультбыт ВАЗа, поскольку государство сегодня уже не гарантирует нормальное функционирование переданных от завода социальных объектов.

Седьмое. Восстановить полностью существовавший до 90-х годов блок льгот и гарантий для работников ВАЗа в сфере здравоохранения, культуры и образования, в первую очередь, для женщин, молодежи, ветеранов ВАЗа.

Восьмое. Восстановить работу советов трудовых коллективов в производствах завода и ВАЗа в целом, с предоставлением рабочим завода прямой и открытой информации по вопросам хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Предоставить представителям рабочих, демократически избранных самими рабочими ВАЗа, по их усмотрению, без относительно профсоюзной принадлежности, право контроля над финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия с возможностью блокировать любое решение Совета директоров, противоречащее интересам работников производств, ОАО «АВТОВАЗ», г. Тольятти, региона и страны.

Девятое. Установить жесткий государственный контроль за продвижением и использованием финансовой поддержки до конечного получателя, и не только по АВТОВАЗу, но и по всем предприятиям, по которым приняты решения о государственной финансовой помощи.Минфину, Минюсту совместно с Генеральной прокуратурой провести специальное расследование по результатам проверки расходования денежных средств и активов ВАЗа за период правления команды во главе с Артяковым В.В. – Алешиным Б.С. с целью определения причин и виновников превращения стабильно работавшего завода в убыточное предприятие.По мнению специалистов и ветеранов завода, экспертов, обстановка на ВАЗе сейчас – отражение ситуации во всей российской экономике. Завод, имевший все шансы стать процветающим, выпускающий необходимую и широко востребованную продукцию для населения по доступной цене, из-за неправильной политики руководства стал стабильно убыточным. 

Десятое. Возвратить на завод кадровых профессионалов автопрома и, прежде всего, для восстановления эффективного функционирования дилерской сети.

Одиннадцатое. Запретить распродажу активов завода под красивыми лозунгами вывода непрофильных активов по бросовым ценам.

Двенадцатое. Провести национализацию предприятия, передать его в руки государства с предоставлением контрольных функций коллективу предприятия, поставив, таким образом, точку в споре, кто хозяин и кто будет отвечать за все, что происходит. Национализация предприятия, то есть определение собственником -  государства, сразу решает два вопроса: источник финансирования – бюджет; получатель прибыли – государство и рабочий коллектив. 

Открытое письмо  и программа немедленных мер по восстановлению работы ВАЗа подготовлена по инициативе коммунистов Автозаводского района и Тольяттинского горкома КПРФ совместно с работниками и ветеранами ВАЗа. Поддержана делегатами 50-й (внеочередной) конференции Самарского областного отделения КПРФ 25 июля 2009 года.